Вопрос обслуживания банкротства остро стоит в России, где высокий уровень закредитованности в сумме с низкой экономической грамотностью приводит к появлению огромной массы должников, которые не понимают, как им строить отношения с банком и выходить из долговых обязательств. О том, как помощь банкротам стала делом всей жизни, расскажет управляющий партнер юридической компании «Стороженко и партнеры» Сергей Стороженко.
Досье: Сергей Стороженко, 34 года, управляющий партнер юридической компании «Стороженко и партнеры», арбитражный управляющий. Образование: высшее (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Президентская программа подготовки управленческих кадров), Донской Государственный Технический Университет, Институт Экономики и Антикризисного управления. Занимал руководящие должности в банковском секторе по работе с проблемными и непрофильными активами, работал заместителем генерального директора юридической компании, а в 2014 г. вместе с партнерами создал компанию «СВ Банкротство». Сейчас компания называется «Стороженко и партнеры». Женат, двое детей
Почему именно работа с банкротством?
В нашей стране многие до сих пор не понимают, что банкротство – это способ оздоровления, а не разорение. Во всем мире это нормальная практика, и я верю, что через несколько лет в России тоже все изменится. Сегодня у нас миллионы должников – частных лиц, которые не могут платить свои кредиты. Очень маленькая их часть подает заявления на банкротство, а зря! Если бы большую часть должников признали банкротами и освободили от выплат, это бы оздоровило нашу экономику. Люди должны закрывать старые долги и жить с чистого листа, брать новые кредиты.
У нас были клиенты в Раменском, семейная пара. Такая обычная история, малый бизнес – магазинчик «Соки-пиво-воды». В свое время брали кредит на бизнес под высокие проценты, дела шли хорошо, долги выплачивались. А спустя время просел рынок и просто не было возможности отдавать кредит. Постоянно звонили коллекторы, люди переживали, нервничали. Когда мы познакомились, они были в плачевном душевном состоянии и просто даже подумать не могли, что из их ситуации есть какой-то выход. С помощью банкротства мы закрыли эту компанию и открыли другую. Дело в том, что кредиты они брали под огромные проценты, но рынок изменился, уже условия кредитования стали другими. Незачем было платить драконовские проценты! До сих пор они успешно работают, развивают бизнес.
Еще пример. Пришла к нам женщина, которая занималась конструированием и пошивом белья для пышных женщин, ее продукция пользовалась спросом, но у нее возникли проблемы с кредитами. На встрече она плакала, потому что ее доставали коллекторы, она была на грани отчаяния. Сначала она боялась банкротства, все подробно расспрашивала, но в результате все ее долги были списаны и она смогла начать все сначала. Сейчас она успешный предприниматель.
К сожалению, сегодня в России не рассказывают, почему брать кредиты на свои нужды – это нормально, наоборот, везде пугают байками о том, что это приводит к невероятным проблемам и сложностям в жизни. По сути, если бы экономическая грамотность граждан была на достойном уровне, сейчас бы все знали, что в форс-мажорных ситуациях, когда человек теряет всякую способность нести ответственность по долговым обязательствам, он не должен становиться жертвой агрессивных коллекторов, а должен обратиться к закону, к соблюдению своих прав и решить вопрос.
Как вы попали в бизнес?
Не могу сказать, что в детстве я мечтал стать предпринимателем: в старших классах мне было интересно программирование, поэтому и учеба была выбрана в техническом вузе. А в процессе обучения в университете стало интересно, как можно применять ИТ-технологии в бизнесе, появилась цель создать свое дело в этой сфере. Сначала пошел «за опытом» наемным работником, жил и работал в Ростове, потом переехал в Киев, потом в Москву. Это было и управление ИТ-проектами, и создание команды, все было очень интересно, но всегда казалось, что у меня нет простора для развития, поэтому идея своего дела не оставляла меня. Когда я работал в банке, узнал, что такое банкротство и как работают арбитражные управляющие. Пошел учиться на арбитражного управляющего и параллельно вникал в тонкости процессов на практике. И однажды решил, что пора отправляться в собственное плавание.
И с чего ваше “собственное плавание” началось?
Пример нашей компании лишний раз доказывает, что создать бизнес без вложений возможно. Мы с партнером работали в одной компании, а в какой-то момент решили отделиться. Уставной капитал для регистрации компании может быть небольшим, 10 000 рублей, и мы пошли по этому пути. Был хороший багаж, знакомства, несколько клиентов, которые готовы были нам довериться, и это позволило нам держаться на плаву первое время. С прежним работодателем была договоренность, что мы отдаем ему часть доходов от клиентов, которые появились во время работы в компании.
Три месяца мы работали без офиса, жена ругалась, потому что коробки с документами хранились у меня дома. Я весь день ездил по встречам, а вечерами дома работал с документами. Конечно, это было неудобно. Потом уже сняли небольшой офис и взяли в штат еще несколько человек. С тех пор мы только набираем людей и все они работают в штате, текучки кадров у нас нет. Большая часть сотрудников – наши бывшие коллеги, а менеджера по продажам мы присмотрели, когда она пришла к нам продавать «Консультант Плюс». Для консалтинга самое важное – люди, именно они делают бизнес прибыльным или убыточным.
Если говорить о том, что было, и что стало – изменения колоссальны: у нас большой офис, в котором работает втрое больше людей, чем было вначале. И это при том, что мы молодая развивающаяся компания и наш рост продолжается.
С какими сложностями вы столкнулись на запуске своего дела?
Лично мне в бизнесе мешало долгое обдумывание. Есть люди горячие, которые, не успев доучиться, уже создают команду и реализуют идею, а есть те, кто набирает опыт, обкатывает тему с разных сторон и потом уже запускает собственный проект. Я человек из второй категории и теперь могу сказать, что нужно меньше рассчитывать и начинать делать. Если не получилось – ничего страшного, идем дальше.
Плюс, мне важно было уйти в свой бизнес таким образом, чтобы не было финансового разрыва, потому что была семья, обязательства. Это было самое сложное, все рассчитать правильно. Фундаментальных ошибок не было, был только один момент: я видел сайт одним из источников продаж, поэтому много вложил в него сил, времени и денег. Со временем пришло понимание, что услуги по банкротству через сайт не продаются: поведенческая модель у наших клиентов другая. Сайт нужен совсем для других целей, и мы скорректировали маркетинговую политику.
Какие навыки, знания необходимы, чтобы расти и развиваться в Вашей индустрии?
Законодательство постоянно меняется, судебная практика меняется, поэтому нужно всегда быть в курсе, искать разные креативные пути решения тех или иных задач. В нашей сфере по-другому нельзя.
Какие инструменты бизнеса вы используете в своей работе?
Мое прошлое программиста дает о себе знать: слежу за новыми программами и автоматизирую все, что возможно. Работа по проведению банкротства проектная, нужно жестко контролировать сроки. Мы используем систему Мегаплан, все наши сотрудники ей пользуются. Есть программа, которая систематизирует работу арбитражных управляющих. Я тоже работаю в специальной программе для учета расходов доходов и контроля бюджета. Мы также пользуемся сервисом Кейбук для учета судебных документов, программой Контур, даже написали свое приложение, которое интегрируется с Мегапланом.
Через какое время после запуска ваш бизнес стал приносить деньги?
Мы предлагаем услугами и каких-то особых вложений у нас нет, поэтому с самого начала мы были с прибылью. Сегодня у нас порядка трех десятков клиентов, мы видим, что каждый день на сайт заходит около 120 новых посетителей, то есть тема банкротства остается востребованной. Если сравнивать с началом нашей деятельности два года назад, средняя стоимость услуг выросла на 25-35% в зависимости от проектов, мы смелее стали показывать высокую стоимость. Стали приходить более сложные клиенты, поэтому и пришлось повышать планку. Конкретные суммы озвучить не могу по понятным причинам конфиденциальности.
А из чего состоят расходы компании?
У нас, как в любой компании, есть постоянные, а есть переменные затраты. Зарплата, аренда, Интернет – это большая часть постоянных расходов и та самая первая очередь. Также у нас по каждой процедуре банкротства есть определенные затраты (публикации, почтовые расходы, страховки, взносы), и тут уже суммы варьируются. Иногда приходится покупать новый компьютер, оргтехнику, но это бывает не каждый месяц.
А что насчет конкурентов? Вам часто приходится с ними взаимодействовать?
У нас много конкурентов, которые оказывают услуги банкротства, но это тема очень щекотливая. Мы стараемся основывать работу на доверии, и это ключевой фактор, по которому нас выбирают. Люди готовы заплатить дороже, чтобы получить качественную услугу, это тренд на рынке последние годы.
Развитие для нас – это предоставление более широкого спектра услуг. В текущем году мы расширили юридический отдел и предложили услугу юридического сопровождения компаний. В какой-то момент просто поняли, что у нас есть потенциальные клиенты на эту услугу.
Если конкурентов много, то какие методы продвижения своих услуг вы используете?
Мы используем разные способы привлечения клиентов: прямые продажи, знакомства на мероприятиях, сарафанное радио. Спецпредложений у нас нет, потому что по сути услуга банкротства настолько индивидуальная, двух одинаковых случаев не бывает.
Есть ли у вас какие-нибудь секреты руководства или организации работы в коллективе, которыми вы можете поделиться?
Про фишки руководителя я могу рассказывать часами! Я стараюсь людям доверять, давать возможность самим принимать решения в рамках своей компетенции. Я не приемлю авторитарную модель, я выслушиваю как можно больше мнений разных сотрудников, мы вместе взвешиваем риски и принимаем решение.
Я стараюсь использовать людей в том качестве, где он наиболее силен. Если человек сам хочет подтянуть слабые стороны, я с радостью даю такую возможность. Я считаю, что людей нужно учить, давать возможность развиваться, ездить на конференции. Мы почти полным руководящим составом недавно были на мероприятии в Екатеринбурге: это и обучение, и корпоративный дух, и командообразование. И в деньгах не нужно сотрудников обделять, чтобы каждый мог зарабатывать деньги для своих семей. Если люди видят, что бизнес развивается, компания зарабатывает, а их зарплаты не повышаются, это демотивирует. И в этом главные секреты управления персоналом.
У нас нет текучки персонала, за эти несколько лет менялись только курьеры. Наверное, я не знаю рецепта, как набрать команду с нуля. Обычно человека видно уже на собеседовании, что он из себя представляет и как будет работать, а за время испытательного срока это становится очевидно.
А что насчет тайм-менеджмента? Вы используете какие-то “свои” методики планирования времени?
Для меня главный прием тайм-менеджмента – делегирование. Раньше я старался все сделать сам, а теперь по-максимуму передаю задачи, чтобы больше времени оставить на встречи, переговоры, те дела, которые никто другой, кроме меня, не сделает. Стал активно пользоваться календарем, чтобы за неделю видеть, какие встречи, планы. К сожалению, времени все равно катастрофически не хватает.
Что вы считаете главным достижением компании на данный момент?
Главное достижение – клиенты, которые стали постоянными. Выросла и продолжает расти сложность проектов: мы постоянно совершенствуемся, приобретаем новый опыт. Конечно, за три года наша команда выросла в несколько раз, появилось больше арбитражных управляющих. От прежней компании из трех человек остались только приятные воспоминания.
По итогам этого года компания «Стороженко и партнеры» вошла в ТОП-50 Право.ру.
Какие у вас планы на будущее?
У нас большие планы: мы ходим развивать наши новые услуги, увеличивать филиальную сеть, получать более сложные проекты, очень интересно восстанавливать предприятия, у которых финансовые проблемы. Сейчас кризисное время в стране, как бы там ни говорили, что это не так. Количество банкротств растет, работа для нас есть, нужно только браться и работать.
Как вы думаете, какова мотивация тех, кто хочет открыть свое дело?
Уверен, всеми движет желание делать то, что ты умеешь и получать за это хорошие деньги и ни от кого не зависеть. Когда ты рано встаешь, работаешь сутками, ты знаешь, что это вклад в твое будущее. Это совсем не то, как помогать обогащаться работодателю и при этом зарабатывать гроши. И вечный контроль, во сколько пришел, во сколько ушел, напрягает. В общем, негативная мотивация работает не хуже позитивной.
Какие личные качества необходимо развивать в себе, чтобы стать успешным предпринимателем?
Важно быть ответственным за то, что ты делаешь, перед своими клиентами. И стараться думать о том, что происходить сейчас, максимально контролировать процессы, задавать лишние вопросы сотрудникам, не лежать на диване и ждать, что все идеально сработает. Нужно постоянно быть в курсе, ставить сроки и эти сроки проверять. У кого-то есть от рождения качества руководителя еще с песочницы, а другие постепенно учатся, читают книги, совершенствуются, - это более долгий путь, но мы его проходим и видим результаты.
Что на Ваш взгляд, самое сложное и самое легкое в развитии бизнеса? Какие советы Вы можете дать развивающимся в малом предпринимательстве?
Самое сложное – находить и удерживать клиентов. Самое простое – арендовать офис, над всем остальным стоит подумать, рассчитать.
Советы предпринимателям могу дать следующие: расширяйте каналы продаж, не концентрируйтесь только на одном, постоянно ищите новые каналы и новых клиентов. Делегируйте, у моих знакомых предпринимателей есть эта проблема, они много делают руками и времени на развитие бизнеса не остается, а развитие бизнеса – это главная задача руководителя, все остальное можно поручить другим.
Интервью взяла Кристина Фирсова.
Дата: 16/03/2018
Источник: